Маленький взрослый ребенок, или Обучение без принуждения 19.02.2017

Публикация в "Учительской газете-Москва", №06 от 7 февраля 2017 года

"УГ Москва", №06 от 7 февраля 2017 года

http://www.ug.ru/archive/68718

Удивительно, насколько сильно мы привязаны к привычным для нас нормам и правилам. Сегодня мы подчеркиваем важность развития в наших детях самостоятельности, инициативы, ответственности в учебной деятельности. Но как же тяжело отойти от привычного непрерывного контроля, набора запретов и ограничений...

Всякий раз, когда мы встречаемся с родителями наших школьников и рассказываем о новых тенденциях в образовании, об интересных педагогических подходах и технологиях, самыми популярными вопросами становятся: «А готовы ли наши дети нести ответственность за предоставленную им свободу? А можно, как раньше, чтобы всему научил учитель? Раньше же все было хорошо!» Эти и другие подобные вопросы тревожат наших родителей. Оправданна ли эта тревога? Где эта тонкая грань между самостоятельностью и принуждением в образовании? Попробуем в этом разобраться.

Во время моих первых посещений некоторых европейских стран с целью знакомства с зарубежными школами всегда приятно удивляла атмосфера обучения - свободное творчество, свободная деятельность, зачастую связанная исключительно с выбором ребенка; позитивно настроенный учитель, затерявшийся среди учеников, выполняющий на уроке скорее роль помощника, консультанта, «дирижера». А когда мне посчастливилось еще и учиться в Европе, занятия у иностранных педагогов стали самыми незабываемыми. Сказать, что это были интереснейшие уроки в моей жизни, - ничего не сказать. Но когда настало время выбирать научного руководителя, я искала человека, который мог бы стать для меня скорее якорем, чем творческим наставником. И этим якорем стал для меня российский ученый. Значит ли это, что тогда я не была готова обучаться без принуждения и нести ответственность за результат? Можно ли этому научиться?

В образовании известен опыт пусть и небольшого количества школ, которые, не навязывая никому своей идеологии, делают детей успешными далеко не привычными для нас методами - воспитанием свободой. В таких школах принято считать, что, если дети лишены личной свободы, они теряют интерес ко всему и испытывают чувство враждебности из-за чрезмерного контроля со стороны взрослых, навязывания определенных правил и собственных желаний, тем самым подавляя естественные потребности детей в выражении чувств и эмоций. К этой идее сложно оставаться равнодушным. Ущемляя свободу ребенка, контролируя его действия, навязывая ему свое мнение относительно интересов, выбора будущей профессии, выбора друзей и прочего, мы думаем избавить его от ошибок, которые когда-то совершали сами. Но в это время мы забываем о том, что стресс, гнев, разочарование и неудача являются необходимыми элементами формирования личности.

Но ведь и не каждый педагог готов к новой идеологии. Вспоминаю, как один из моих учителей, в прошлом возглавлявший одну из столичных школ, рассказывал о своем эксперименте, который он провел с учителями, когда был директором. В один день он убрал из кабинетов учительские столы. Учителя испытали стресс. Уроки были сорваны. Оказалось, никто из них не был готов преодолеть привычное, перестроиться и начать занятие без своего «щита» в образе учительского стола. А ведь именно это и предполагает обучение без принуждения, когда учитель и учащиеся являются партнерами в достижении общей образовательной цели.

Многим хотелось бы видеть процесс обучения легким и ненасильственным. Но в то же время любое достижение в какой-либо области - спорте, музыке, науке, искусстве - это по большому счету преодоление. Порой через боль, тяжелые препятствия, долгие тренировки или продолжительные исследования (если речь идет о науке) человек достигает успеха, зачастую при этом меняя тренеров и наставников, которые ищут и находят наиболее подходящие методы индивидуальной работы.

Можно ли найти баланс между свободой и принуждением? Думаю, можно. И этому поиску необходимо уделять сегодня особое внимание. Это, безусловно, сложно, когда в классе разные дети - с разными способностями, разным темпераментом, разным темпом работы. Кому-то просто необходима собственная инициатива в обучении, а для кого-то просто пока не время.

Все это говорит нам о необходимости поиска альтернатив и компромиссов. И они стали реальными с образованием крупных школ! Возможности крупных школ можно использовать не только для того, чтобы предоставить всем детям равный доступ ко всему тому разнообразию программ, которые предлагает школа, но и для реализации различных подходов к обучению по запросу семьи. В маленькой школе это сделать очень сложно, а в рамках большого образовательного комплекса вполне реально. Например, в нашей школе из восьми первых классов в этом учебном году нам удалось сформировать один класс, в котором учащиеся и их семьи готовы к педагогике сотрудничества. В этом классе разные дети - и по способностям, и по темпу работы, и по интересам, но их объединяет одно - желание уже в таком маленьком возрасте почувствовать себя взрослыми, а это, как рассказали мне дети, «важнее, чем все учебники в мире»...

Олеся ЛУКАШУК, директор школы №2107